Педагоги центра «Другая сторона» уверены: о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются семьи, где растет ребенок с расстройством аутистического спектра или другими задержками в развитии, нужно говорить постоянно.
Почему? Специалисты буквально кричат: чем раньше родители распознают и начнут корректировать проблемы, тем больших успехов ребенок сможет добиться в будущем. Именно поэтому основной акцент педагоги делают на раннюю диагностику: консультации в центре ведут с детьми от одного года и даже восьми месяцев. Как понять, что малыша нужно показать специалисту? Публикуем подробную инструкцию для родителей.
- Когда стоит обратить более пристальное внимание на своего ребенка?
- Что должно насторожить в первые месяцы и годы жизни?
- Почему первые три года в жизни ребенка самые важные для формирования речи?
- Что должен уметь говорить ребенок в разном возрасте?
- К каким специалистам можно обратиться, если родители заметили один из тревожных сигналов?
- Как записаться на консультацию к педагогам центра «Другая сторона»?
Когда стоит обратить более пристальное внимание на своего ребенка?
Определенный процент родителей, когда только готовится к появлению ребенка, уже знает, что на свет родится малыш с особенностями. Однако большинство семей не предполагают, что столкнутся с какими-либо нарушениями, ведь планомерная беременность и роды ничего не предвещают. Позже, когда появляются тревожные сигналы, это становится огромным стрессом для родителей.
— В основном к нам приходят родители детей в возрасте 1,5–2 года. В этот период мамы чаще всего бьют тревогу по двум причинам: либо ребенок не говорит, либо он неуправляемый и не реагирует на близких. Мы работаем с разными детьми. Иногда это всего лишь небольшая задержка речевого или эмоционального развития, которую достаточно легко компенсировать занятиями. Иногда проблемы глубже, и работа длится несколько лет. В любом случае чем раньше мы начнем работу, тем лучше, — объясняет педагог центра «Другая сторона», клинический психолог, логопед Екатерина Каменченко.
Подробное интервью с педагогами, где они дают ценные советы, как правильно играть и взаимодействовать с ребенком, смотрите в формате видео.
Что должно насторожить в первые месяцы и годы жизни?
До рождения ребенка:
любая патология беременности и родов (рождение ребенка раньше или гораздо позже назначенного срока, гипоксия у малыша, ИВЛ, реанимация новорожденных, заболевания мамы во время беременности).
До одного года:
тяжелые травмы в первый год жизни — серьезные падения, ушибы;
отсутствие речи, и даже раньше — речевых вокализаций. Малыш может еще не разговаривать, но, если нет гуления, лепетания, это должно насторожить;
даже в первые месяцы жизни ребенок должен эмоционально откликаться на родителей. Если ребенок отстранен, не реагирует улыбкой, не ловит взгляд мамы или близких, это может стать поводом для обращения к специалистам.
Старше года:
психологи и врачи подчеркивают: развитие любой функции организма, будь то речь, мышление, память, двигательные навыки, имеет свои критические зоны развития — в определенный период у ребенка должен развиться конкретный навык. Поэтому стоит обратить внимание на умение есть с ложки, когда ребенок сел и пошел;
игры ребенка. Если игра атипичная: складывает башенки в линию, выстраивает животных в ряд, эмоционально ходит по кругу, кружится, а если мама пытается переключить, позвать — все попытки игнорируются;
не откликается на имя, не смотрит на маму;
нет просьб. Даже если речи еще нет, ребенок должен тянуться к игрушке, уметь показать, что он хочет;
если речь была до года, но потом пропала;
эмоциональное спокойствие: если ребенок отстранен, не приближен ни к кому из близких либо, наоборот, кричит, плачет без объективных на то причин.
Почему первые три года в жизни ребенка самые важные для формирования речи?
— В первые три года ребенок максимально восприимчив к речи. Это время является решающим для коррекции каких-то проблем. Чем раньше к нам обращаются родители, тем быстрее и эффективнее идет работа, и ребенок начинает говорить, если проблема именно в речевом развитии, — объясняет коррекционный педагог, психолог, специалист центра «Другая сторона» Татьяна Нижник.
Что должен уметь говорить ребенок в разном возрасте?
2–4 месяца — начинается гуление, ребенок должен произносить певучие гласные буквы, не так много плачет (если это не так, стоит обратить внимание);
6 месяцев — гуление сменяет лепетом. Ребенок начинает произносить слоги «ма», «ба» и т. д.;
1 год — ребенок должен уметь произносить 8–12 слов, в том числе звукоподражание. Как едет машинка («би-би»), как мычит корова («му») — это тоже считается словом. Важно, чтобы ребенок откликался на имя, понимал смысл речи;
2 года — появляются простые фразы, например: «Мама, дай»;
3 года — ребенок говорит сложные предложения из нескольких слов и активно пользуется речью. Если малыш молчит или кричит — это повод обратиться к специалисту.
— Почему это важно? Задержка речевого развития — это всегда задержка познавательного развития. Если малыш не может пользоваться речью, выражать потребности, ему будет сложнее в будущем, — говорит Татьяна Нижник.
К каким специалистам можно обратиться, если родители заметили один из тревожных сигналов?
педиатру;
неврологу;
дефектологу;
логопеду;
— Своевременное обращение к специалистам поможет найти ответы на возникающие вопросы. Возможно, мама просто подстрахуется и развеет свои сомнения. В любом случае чем раньше мы начнем заниматься, тем лучше сможем скорректировать задержки развития. Чаще всего нетипичное поведение ребенка замечают мамы вторых детей, у которых есть с чем сравнить. Нам очень обидно, когда ребенок к нам попадает слишком поздно. Смотришь на малыша и видишь, что если бы с ним начали заниматься раньше, многих проблем удалось бы избежать, — говорит Екатерина Каменченко.
Как записаться на консультацию к педагогам центра «Другая сторона»?
В центре «Другая сторона» занимаются всесторонней реабилитацией и социальной адаптацией детей с РАС и другими задержками речевого, психического развития.
Здесь есть центр ранней диагностики и детский сад, где ежедневно занимаются с особенными детьми.
Если вы заметили в своем ребенке один из тревожных сигналов, не тяните, обратитесь к специалистам.
Что говорят мамы Архангельска о педагогах центра, можно почитать в материале или посмотреть в видеосюжете.
Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона»,
Архангельск, ул. Выучейского, 16, корпус 1;
телефон: 8 960 006-04-12;
группа во «ВКонтакте».